Дальневосточный Центр Логистики

Far-Eastern Logistic Center Co., LTD

8(423) 241 28 20

Система отслеживания
перевозок
погода во Владивостоке
Курс ЦБ на 29.02.2020
$  66.99 р.
 73.72 р.

 Словарь терминов 

Г Д К Л О П С Т У Ч Ш Э

Г

Грузовладелец (Shipper):

Грузовладелец - это коммерсант или торговец, который отправляет и/или получает партии грузов морским или другим видом транспорта. Грузовладелец является ГРУЗООТПРАВИТЕЛЕМ, если он отправляет груз, и ГРУЗОПОЛУЧАТЕЛЕМ, если он получает груз. В обоих случаях он рассматривается перевозчиком как КЛИЕНТ.

Д

Димайз-чартер

Торговый договор, по которому владение судном и контроль над ним переходят к фрахтователю, который рассматривается как владелец судна в течение срока действия чартера.

Капитан и судовой экипаж становятся служащими фрахтователя, который несет ответственность за управление, эксплуатацию и плавание судна. Фрахтователь несет все расходы по эксплуатации судна, а также риски, возникающие в связи с эксплуатацией судна.

Дедвейт

Грузоподъемность судна (тонн) при его загрузке до максимально допустимой отметки; включает массу груза, пресной воды, топлива, людей на судне.

Демерредж

Предварительно согласованная дополнительная плата владельцу судна со стороны грузовладельца (фрахтователя) в связи с контрсталией.

Детеншен

Время простоя судна после контрсталии. В отличие от демерреджа, убытки за простой судна в этом случае оплачиваются не частично, а в полном объеме.

Диспач

Выплачиваемая судовладельцем грузовладельцу (фрахтователю) премия за досрочное окончание погрузки и выгрузки судна.

К

Канцелинг

Определенный договором морской перевозки предельный календарный срок прибытия зафрахтованного судна в порт погрузки. По истечении К. фрахтователь может односторонне расторгнуть договор.

Коносамент

Разновидность ценных (товарных) бумаг; расписка агента транспортной фирмы (судна, самолета) грузоотправителю о принятии груза к перевозке с обязательством выдать груз в пункте назначения ее предъявителю.
В К. указываются: наименование транспортного средства, перевозчик, отправитель, получатель, место приема или погрузки, назначение груза, его наименование, фрахт и др. причитающиеся перевозчику платежи, время и место выдачи К., число составленных экз. Передача  К. осуществляется по правилам передачи ценных бумаг (именной, ордерный К. или К. на предъявителя) и равносильна передаче груза.

Коносамент застрахованный

Коносамент, включающий в себя страховой полис.

Коносамент оборотный

Составленный на предъявителя или на приказ поименованного в нем лица коносамент, держатель которого имеет право собственности на товары и право на их выдачу по условиям документа.

Коносамент сквозной

Коносамент, который выдается в случае доставки груза по назначению не непосредственно данным судном, а с перевалкой на другое судно или другое транспортное средство (автотрансп., жел. дорога); осуществляется по договоренности разных перевозчиков о совместной перегрузке грузов или одним перевозчиком, который обслуживает несколько пересекающихся между собой линий (типичен при контейнерной перевозке).

Консолидатор (Consolidator):

Консолидатор - это агент, группирующий грузы нескольких клиентов (less-than-container load - LCL) для поконтейнерной отправки. Международный Консолидатор обычно резервирует слоты у воздушных или морских перевозчиков по льготным ставкам в обмен на гарантию предоставления перевозчику определенного количества груза. При морских перевозках практически не существует различия между консолидатором и оператором-перевозчиком, не оперирующим морскими судами (non-vessel operating common carrier - NVOCC). С другой стороны, Консолидатор воздушных перевозок часто выступает в двух ролях: он может назначать свои собственные тарифы или может и выступать в качества агента авиалиний.

Контрсталия

Время простоя судна в порту сверх обусловленного договором морской перевозки в связи с ожиданием погрузки или выгрузки или под грузовыми работами. К. оплачивается по спец. ставке — демерреджу.

Л

Лайнер-аут

Условие поставки (транспортировки), при котором судно несет расходы по выгрузке в порту назначения.

Люмпсум

Оплата общей грузовместимости судна, независимо от количества принятого груза.

О

Оператор мультимодальной перевозки (ОМП):

оператор мультимодальной перевозки заключает договор с грузовладельцем от своего собственного имени, является принципалом и несет ответственность за всю транспортную операцию, что оговаривается в договоре перевозки. ОМП является ПЕРЕВОЗЧИКОМ, т. к. он непосредственно берет на себя обязательство осуществить международную мультимодальную перевозку или обеспечить ее выполнение другим перевозчиком (или перевозчиками) и принимает на себя ответственность за любое повреждение или потерю груза во время транзита. Существует несколько типов ОМП. Их можно разделить на ОМП, оперирующих морскими судами, и не оперирующих морскими судами.

Операторы мультимодальных перевозок, не оперирующие морскими судами (Non-vessel operating common carriers - NVO-MTO):

Кроме морских перевозчиков существуют и другие транспортные операторы, которые могут осуществлять доставку грузов "от двери до двери", используя при этом более одного вида транспорта. Помимо заключения субподряда с внутренними и воздушными перевозчиками они могут также подписать договор с морскими перевозчиками, т. е. сами они не будут обладать или оперировать судами, которые осуществляют морскую перевозку, поэтому их называют "операторами мультимодальных перевозок, не оперирующими морскими судами (Non vessel operating MTO - NVO-MTO)" или "перевозчиками, не оперирующими морскими судами (Noт-vessel operating common carriers - NVOCC)". Эти компании выдают собственные транспортные документы и принимают на себя ответственность перевозчика. Они публикуют свои собственные тарифы на перевозку, но не оперируют судами. Они оптом фрахтуют слоты у морских линейных перевозчиков (и у других видов перевозчиков), а затем продают их грузовладельцам в розницу и зарабатывают на разнице между этими ценами. Для мелкопартионных отгрузок они могут консолидировать грузы, с тем чтобы обеспечить для таких отгрузок более низкие тарифы, чем те, которые могут быть получены непосредственно от перевозчика. Пользуясь услугами этих компаний, мелкие грузовладельцы могут получить льготные тарифы на транспортировку, которых они не смогли бы добиться, действуя самостоятельно. Операторы мультимодальных перевозок, не оперирующие морскими судами, часто владеют только одним видом транспорта, например грузовыми автомобилями, и в более редких случаях - самолетами и железными дорогами. Однако, следует отметить, что в большинстве случаев эти транспортные средства являются их собственностью только на одном конце маршрута.

Еще один тип операторов - это те, которые не владеют никаким видом транспорта. К этой категории относятся экспедиторы, таможенные брокеры и даже, в редких случаях, операторы складских помещений или стивидорных компаний, когда они выдают свои собственные транспортные документы и принимают на себя ответственность перевозчика за груз (т.е. являются принципалами). Эти операторы должны заключать договоры со всеми видами транспорта. Поскольку они не владеют судами, то их также считают операторами мультимодальных перевозок, не оперирующими морскими судами. Некоторые ведущие экспедиторы имеют такой же оборот, как крупнейшие операторы мультимодальных перевозок, оперирующие морскими судами, однако не вся их деятельность попадает под определение "мультимодальные перевозки".

Еще один тип операторов, который очень похож на предыдущий, представляет собой компании, образованные с единой целью - обеспечивать услуги мультимодальных перевозок. Так как они не обладают судами, то их также называют операторами мультимодальных перевозок, не оперирующими морскими судами.
Это тип операторов в будущем может составить, конкуренцию доминирующему положению операторов мультимодальных перевозок, оперирующих морскими судами. и представить развивающимся странам и странам с переходной экономикой большие возможности участия в мультимодальных перевозках. Нe прибегая к инвестициям в различные виды транспортных средств (возможно за исключением тех, которые используются для перевозки на короткие расстояния), они могут в любой момент выбрать экономичный и эффективный вид транспорта или комбинацию различных видов транспорта, соответствующую нуждам потребителей. Таким образом, данный тип операторов полностью концентрируется на потребностях своих клиентов. Подобная деятельность требует эффективной организации и падежных партнеров, с которыми можно сотрудничать в выполнении данной работы. Такие операторы должны контролировать значительный объем грузов, чтобы заключать договоры на конкурентных условиях с морским, автомобильным, железнодорожным или воздушным транспортом, а также со складскими и стивидорными компаниями. Без значительных объемов груза они не смогут регулярно обеспечивать перевозки на конкурентных условиях. Но обладая этими объемами, такие операторы в большинстве случаев могут достичь этой цели быстрее, чем операторы мультимодальных перевозок, оперирующие морскими судами, или другие типы операторов.

Операторы мультимодальных перевозок, оперирующие морскими судами (Vessel Operating Multimodal Transport Operators (VO-MTO):

Традиционно судовладельцы ограничивались перевозкой груза из порта в порт, и их ответственность за груз ограничивалась временем нахождения груза на борту судна. В настоящее время их услуги распространяются на транспортировку груза по суше и даже по воздуху. Подобная комбинация видов транспорта характеризует работу операторов мультимодальных перевозок, оперирующих морскими судами. Они могут являться владельцами и других видов транспорта автомобильного, железнодорожного или воздушного, но могут и не быть таковыми. В последнем случае они заключают договоры с перевозчиками этих видов транспорта. Кроме договоров с субподрядчиками, представляющими какой-либо вид транспорта, они обычно заключают договоры также со стивидорными и складскими компаниями, а также с другими вспомогательными компаниями. Из всех ОМП, операторы, оперирующие морскими судами, являются крупнейшими, если мерой величины считать основные фонды операторов.

П

Перевозчик (Carrier):

Перевозчик - это лицо или компания, которые выполняют или принимают на себя обязательство выполнить перевозку грузов. Перевозчик может быть оператором какого-либо вида транспорта, владея транспортным средством или арендуя его, или заключить договор перевозки с субподрядчиком. Он всегда выступает как принципал, выдавая документ перевозки и принимая на себя ответственность за принятый груз (возможно, с некоторыми ограничениями своей ответственности).

Порт – порт

Условие поставки (транспортировки), при котором судно несет расходы как по погрузке (выгрузке) товара, так и терминальные расходы (по перемещению контейнеров от места установки до контейнерной площадки).

С

Свободная зона (СЗ):

территория, на которой импортированные товары могут находиться в течении достаточно долгого времени уплаты без таможенных пошлин, акцизных сборов и налога на амортизационные отчисления. СЗ предоставляет владельцу груза свободу в выборе времени проведения таможенных формальностей. Товары могут производиться в свободной зоне без заботь! об отходах производства. Пошлина взимается только с продаваемых товаров, импортируемых после окончательной сборки в СЗ. Другие налоги не взимаются, так как собственник товара может списывать не соответствующие стандарту товары, не выплачивая за них пошлину. То же относится к усушке, испарению, распылению, порче и другим потерям и т.д. Таможенная оценка и классификация товаров может быть сделана по желанию производителя либо при входе в СЗ, либо при выпуске товара на рынок. Пошлина выплачивается только при выпуске товаров на таможенную территорию. Время хранения не ограничено. Не неся дополнительных таможенных затрат, оператор может хранить, продавать, экспонировать, ликвидировать, заменять упаковку, собирать, сбывать, сортировать, отбраковывать, очищать, смешивать с зарубежными и отечественными товарами, уничтожать, маркировать и заниматься производством в пределах свободной зоны.

Совет грузоотправителей:

Эти национальные организации обычно создаются пользователями транспортных услуг или "грузовладельцами". Их роль и сфера деятельности могут значительно отличаться в разных странах, но все они объединены идеей создания эффективного и адекватного транспортного рынка. Термин "совет грузоотправителей" в основном относится к организациям, занимающимся международными морскими перевозками, хотя некоторые советы уделяют все больше внимания наземным и иногда воздушным перевозкам. Основной целью советов грузоотправителей является объединение грузоотправителей в интересах усиления их позиции в переговорах для получения адекватных и эффективных услуг по минимальным ценам. Другая цель - это дать возможность судовладельцам, правительственным организациям и руководству портов общаться с грузоотправителями и узнавать точку зрения грузоотправителей по различным вопросам из авторитетного источника.

Сталия (сталийное время)

Срок, в течение которого товарный груз должен быть погружен на судно или выгружен из него.
С. может означать также период времени, в течение которого владелец судна предоставляет его для целей погрузки или выгрузки без дополнительных к фрахту платежей. За простой судна сверх С. фрахтователь уплачивает демерредж, а за досрочную погрузку (выгрузку) товара имеет право на получение диспача.
С. определяется или соглашением сторон или сроками, обычно принятыми в данном порту.

Стивидор

Юридическое или физическое лицо, осуществляющее погрузку (выгрузку) судов. С. нанимается судовладельцем или фрахтователем. Если судовладелец оплачивает стивидорные работы, то их стоимость включается во фрахтовую ставку.

Спот

Судно, тоннаж которого примерно отвечает требованиям фрахтователя.

Спот-промпт

Чартер с условием немедленной готовности судна к погрузке.

Судоходство трамповое

Форма морского судоходства, при котором работа морских судов не закрепляется за постоянными портами, районами плавания и не ограничивается определенными видами грузов.

Судоходство линейное

Морские перевозки грузов по определенным направлениям (линиям) и в соответствии с расписанием. Л.C. имеет свой флот и тарифы на перевозку, обслуживает сложившиеся постоянные потоки грузов.

Сюрвейер

Инспектор или агент по осмотру и оценке застрахованного имущества.

Т

Тайм-чартер

Торговый договор об аренде судна или его части на определенный срок.
Судно передается снаряженным, укомплектованным экипажем и в состоянии, пригодном для целей, предусмотренных договором. Расходы, связанные с эксплуатацией судна, несет фрахтователь.

Тальман

Лицо, ведущее подсчет товара при его погрузке на судно или выгрузке с него.
Подсчет ведется при приеме и сдаче товаров, перевозимых по счету грузовых мест. На основе документов по учету грузов происходит разбор претензий и исков, связанных с недостачей груза.

Таможенные брокеры:

В большинстве стран таможенные брокеры имеют лицензию от правительственных организаций (как правило, от министерства финансов) и подконтрольны таможенной администрации. Таможенные брокеры облегчают оформление документации на импорт. Они обычно больше знают о технических требованиях к отгрузке партии товаров, чем иностранные экспедиторы. Брокеры оказывают большое влияние на деятельность импортеров. Между импортером н брокером должны быть тесные и доверительные отношения. Брокеры оказывают самые разнообразные услуги. Некоторые из этих услуг являются полным сервисом и представляют собой прямое продолжение деятельности импортно-экспортного отдела компании. Другие - оказывают сего лишь услуги по пересылке документов с очень ограниченным знанием проблем транспортировки и распределения. Как правило, грузоотправителям не следует слишком доверять указаниям брокеров, особенно если речь идет о перевозке товаров с высокими пошлинами. Как правило, брокеры работают от сделки к сделке, руководствуясь СИЮМИНУТНЫМИ интересами. Поэтому им следует давать четкие указания, требуя придерживаться стандартов. Хотя брокер должен иметь лицензию, это не является гарантией качества его услуг. Лицензированный брокер может нанимать столько неквалифицированных и не обладающих никакими сертификатами работников, сколько захочет. Лицензию достаточно иметь одному человеку.

Таможенный склад:

Это складское помещение под попечением таможни. Владелец груза не может заниматься производством на территории склада, а также сортировать, маркировать, ремонтировать или списывать товары. Таможенная оценка и классификация груза требуются немедленно после его поступления на таможенный склад. Пошлины должны оплачиваться сразу по выпуску груза для реализации. Таможенные правила полностью действуют. Все зарубежные товары подпадают под юрисдикцию других властей, а не только таможенной администрации. Держать товары на складе можно только в течение ограниченного периода времени. Для товаров, предназначенных для внутреннего потребления, разрешается хранение, чистка и переупаковка. В некоторых случаях под контролем таможни и за счет владельца можно производить сортировку груза.

У

Упаковочные компании:

Компания, осуществляющая надежную упаковку груза для международных перевозок. Большинство крупных и средних компаний решают эту проблему самостоятельно. Но для более мелких грузоотправителей этот вид услуг может быть очень важным, особенно если товар хрупкий или ценный, или если климат места назначения является важным фактором. При осуществлении международных перевозок всегда нужно помнить, что товары перемещаются не только от порта к порту. Они могут покинуть место отправления в чреве реактивного самолета, а достичь места назначения на спине верблюда.

Ф

Франшиза

Условие страхового договора, предусматривающее освобождение страховщика от возмещения убытков, не превышающих определенного размера.

Фрахтование

Соглашение о найме судна (группы судов) для выполнения рейса или ряда рейсов либо на оговоренный период времени. При  Ф. на конкретную перевозку в договоре (чартере) устанавливают все условия предстоящего рейса и ставки провозной платы за единицу груза либо общая сумма фрахта.
При  Ф. на время судовладелец сдает, а фрахтователь берет внаем судно на определенный срок, например, на год либо на один или несколько последовательных рейсов между определенными территориями.

Фрахт

Одна из форм оплаты морской перевозки грузов, пассажиров либо использования судна в течение определенного времени. Порядок оплаты и размера Ф. производят по количеству груза, сданного в месте назначения, реже — по количеству груза, принятого на борт.

Фрахт «мертвый»

Плата за зафрахтованную, но не использованную кубатуру или грузоподъемность судна.

Фрахтовая ставка

Цена морской перевозки груза. Размер  Ф.с. зависит от характера груза, условий рейса и конъюнктуры фрахтового рынка.

Фрахтователь

Сторона договора перевозки груза (чартера), имеющая право требовать от перевозчика (фрахтовщика) перевозки груза в порт назначения. Ф. обязан уплатить установленную за перевозку плату (фрахт).
Ф. обычно бывает отправителем груза, и в большинстве случаев выдаваемый ему при перевозке по чартеру коносамент является распиской в приеме груза. При таких перевозках взаимоотношения перевозчика (фрахтовщика) и отправителя (Ф.) будут регулироваться условиями чартера. Этими же условиями будут регулироваться взаимоотношения перевозчика с покупателем груза, если он является одновременно и Ф. судна.

Фрахтовщик

Лицо, заключившее договор перевозки (чартер) и принявшее на себя обязанность перевезти вверенный ему отправителем груз в порт назначения за установленную плату (фрахт).

Фри-ин

Условие поставки (транспортировки), при котором судно свободно от расходов по погрузке товара.

Ч

Чартер

Договор морской перевозки груза, согласно которому перевозчик (фрахтовщик) обязуется при условии предоставления для перевозки всего судна, части его или определенных грузовых помещений, доставить груз в порт назначения и передать уполномоченному на его получение лицу, а отправитель (фрахтователь) обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт).

Применяется, как правило, при нерегулярном (трамповом) судоходстве. Обычно  Ч., кроме общих реквизитов (размер фрахта, данные о грузе, указание мест погрузки и разгрузки, порта назначения и др.), содержит подробные сведения о судне (флаг, тоннаж, скорость и др.), а также условия о праве судовладельца.

Ш

Штивка

Размещение груза в трюме.

Штурманская расписка

Удостоверение судовладельца в принятии товара. Выписывается пом. капитана в подтверждение получения конкретной партии на борт судна, описывает видимое состояние товаров, позволяет перевозчику выдать коносамент. В ней отражаются результаты проверки, проводимой контролерами судовладельца при приеме товара для погрузки или во время погрузки.

Выдается грузоотправителю, пока не готов коносамент, или при поставке товара вдоль борта судна. Штурманская расписка не является товаросопроводительным документом.

Э

Экспедитор:

Международные экспедиторы действуют как агенты при перевозке товаров грузоотправителей/торговцев к месту назначения зарубежом. Экспедиторы должны хорошо знать правила и законодательство зарубежных стран в отношении импорта, методы перевозки, экспортные положения и всю документацию, связанную с международной торговлей. До осуществления перевозки экспедитор должен обсудить с грузоотправителем стоимость транспортировки, портовых услуг, консульских сборов, плату за оформление документации, стоимость страхования и обработки грузов, производимой им самим, - все то, что фигурирует в конечной цене, назначаемой грузоотправителем своему потребителю. Поэтому тесное взаимодействие с экспедитором очень важно, так как все моменты должны быть учтены. Во время отправки экспедитор должен изучить аккредитив, все коммерческие счета, упаковочные листы и т.д. Экспедитор морского и воздушного транспорта обычно фрахтует место у перевозчика. В пункте назначения экспедитор может также выполнять обязанности таможенного брокера, следя за тем, чтобы экспортная документация полностью соответствовала таможенным правилам данной страны. Экспедитор направляет всю документацию грузоотправителю или оплачивающему банку (по желанию грузоотправителя). Экспедиторские компании могут представлять собой крупные мультинациональные разветвленные предприятия или мелких операторов, у которых в пользовании только стол и телефон. Мелкие компании иногда не могут обеспечить клиенту срочной отправки. С другой стороны, крупная экспедиторская фирма не всегда может уделить должное внимание каждому мелкому отправителю. Все эти тонкости следует учитывать при выборе экспедитора.

Экспортная компания:

компания, действующая в качестве отдела маркетинга и сбыта для тех промышленных предприятий, которые сами не могут выполнять эти функции. Экспортные компании могут представлять интересы различных клиентов, если их продукция не конкурирует на рынке. Экспортная компания может действовать от своего имени или от имени производителя, в зависимости от пожелания клиента. Она может работать за оговоренное вознаграждение или комиссионные, или за разницу в цене плюс комиссионные. Изредка она закупает товары для перепродажи за рубежом. Использование услуг такой компании дает ряд преимуществ. Обычно они имеют установившуюся сеть зарубежных контактов и хорошо осведомлены о товарах и зарубежных рынках. Их услуги являются первым шагом при налаживании сбыта товаров за рубеж для тех компаний, которые еще не наладили свой зарубежный маркетинг и логистику. Самый большой недостаток работы с ними - это отсутствие контроля со стороны производителей за зарубежными продажами. Для уверенности в том, что экспортная компания всегда будет хорошо представлять интересы производителя, он должен в письменном виде согласовать свои ключевые позиции по маркетингу и услугам до заключения контракта с ней. Экспортная компания должна регулярно присылать отчеты о своей маркетинговой деятельности. Пользование услугами экспортной компании в случае продажи продукции, требующей серьезного послепродажного внимания, связано с недостатками, так как ее деятельность нацелена на продажу продукции, а не на ее содержание.

Экспортно-торговые компании:

Экспортно-торговая компания - организация, созданная для упрощения процесса экспорта товаров. Такие компании работают в основном в США. Это может быть посредник, осуществляющий экспортные процессы для производителей, или агентство, учрежденное самими производителями. Они чаще, чем предыдущий тип компаний приобретают право собственности на товар. Хотя считается, что экспортно-торговая компания может предложить более широкий круг услуг, чем экспортная компания, на практике между ними мало различий. Когда в 1982 году в США был принят Акт об экспортно-торговых компаниях, существовали большие надежды, что это замедлит сокращение экспорта США. Результаты оказались разочаровывающими. Экспортно-торговую компанию, образованную Sears it General Electric, постигла неудача и это отпугнуло другие компании, которые занимали выжидательную позицию. Несмотря на то, что финансирование экспорта было подкреплено разрешением холдинговым банковским компаниям инвестировать в экспортно-торговые компании без традиционных ограничений, успех был очень ограниченный. Такую неудачу можно объяснить тем, что деньги были затрачены на программу по поддержанию депрессивного экспорта, вместо того чтобы попытаться понять тонкости международного маркетинга и логистики.

Владивосток
Москва
Новосибирск
Пекин
Сеул / Токио
Тел/факс: (7-423)
241 28 20, 253-54-52

© 2010, ООО “Дальневосточный Центр Логистики”

Разработка сайта — ЦРТ